Гуру
Реєстрація: Feb 2006
Повідомлення: 6,093
|
Цитата:
Повідомлення від Шаритель1991
И я еще раз говорю как можно было додуматься отмечать какуюто хрень со шведами ?
|
А что ты имеешь против шведов?
Цитата:
http://www.zn.ua/3000/3150/64828/
В то же время не менее важно изучение событий, тесно связанных с Полтавской битвой и завоеванной Петром I победой над Карлом ХІІ, которые происходили соответственно в 1808—1809 гг., 1908—1909 гг., в 1939 г., в 1959 г. (или же должны состояться в 2009 году). Эти даты являются знаковыми вехами процесса мифотвочества и направления исторической памяти в том русле, которое было выгодно политическим режимам Российской империи, Советского Союза или выгодно современным политическим силам Украины, России и Беларуси.
В начале XVIII века, когда Московское государство превращалось в Российскую империю, оно постепенно поглощало все меньшие государственные образования, меняя статус этих территорий с вассально-зависимых на провинциально-колониальные. Одновременно проходил процесс лишения населения этих территорий национального сознания. Для этого государство использовало метод организованного заб*вения. Именно этой цели служили все карательные акции Петра I
против населения Гетманщины в 1708—1709 годах. Украинцы должны были забыть, что у них был когда-то гетман Иван Мазепа, который в течение 21 года удерживал Гетманщину от Руины и гражданской войны, строил храмы и учебные заведения, поддерживал духовенство, укреплял материальное положение старшины, сохранял баланс между разными слоями населения, содействовал развитию культуры и т.д. Они должны были забыть и о том, что гетмана в его стремлении освободить отчизну от нежелательного и все более опасного протектора поддержали представители старшины и запорожцы. Этой цели как нельзя лучше послужили театрализованное представление наказания чучела Мазепы, его анафема церковная и уничтожение всех изображений и портретов; расправы над мазепинцами, с особой жестокостью осуществлявшиеся в Глухове и Лебедине, где замученных хоронили в братских могилах, которые впоследствии сровняли с землей; уничтожение Запорожской Сечи и преследование сторонников Мазепы далеко за пределами империи.
После такой «зачистки территории» возник вопрос о формировании новой исторической памяти местного населения, которое в Российской империи было лишено традиционных этнонимов/самоназваний и получило «универсальное» название «малороссы».
К процессу формирования «общей исторической памяти» населения, без чего трудно было обеспечить идеологическое единство многочисленных населявших империю народов, подходили с нескольких сторон одновременно. Во-первых, была изложена имперская версия событий 1708—1709 годов. Важная роль тут отводилась таким произведениям российской историографии, как «История Императора Петра Великого: от рождения до Полтавской баталии» Ф.Прокоповича, «Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России» И.Голикова, «Сокращенное уведомление о Малой России», «О начале и происхождении казаков», «Известия о казаках Запорожских» и «Исторические сочинения о Малороссии и малороссиянах» Г.Миллера, в которых И.Мазепа был официально представлен как изменник и клятвопреступник, а Петр І, соответственно, мудрый преобразователь, великий полководец и стратег.
Как известно, борьба за украинское общество и споры о том, как должны отмечаться исторические события в этом и следующем году, продолжаются. Причем сейчас даже отчаяннее, чем раньше. Оставаясь одним народом, живущим в якобы суверенном государстве, которое само должно определять и отстаивать свои интересы и приоритеты, свои национальные святыни и важные исторические события, украинцы уподобляются бессловесной массе, которую продолжают кормить мифами, в том числе и «полтавским». Итак, выводы об особенностях функционирования мифа и его использование в современных условиях могут быть следующими:
1. Какими бы ни были в действительности исторические события, каждое государство и народ, причастные к ним, будут заинтересованы в собственной версии событий.
2. Существование мифа — обязательная составляющая любой идеологии, поэтому к нему должно быть особое отношение и понимание его настоящей сути.
3. Исторический миф играл и будет играть существенную роль в процессе формирования и передачи исторической памяти народов, в частности украинского.
4. В современных условиях политической нестабильности, при отсутствии четкого видения представителями украинского политикума — независимо от партийной принадлежности — национальных интересов украинцев, отсутствии национальной идеологии, в условиях многочисленных международных и глобальных интеграционных процессов, украинскому обществу важно знать:
а) в 1708 году гетман Мазепа и его окружение осуществили военно-политическую акцию, направленную на освобождение от московского протектората. Средством достижения цели должно было стать использование иностранной военной силы — армии шведского короля Карла ХІІ. Акция потерпела поражение, но она достойна чествования, потому что повлекла появление идеологии «мазепинства», без которой не было бы попыток обрести независимость в 1918 и 1919 годах, а также 1991 году;
б) Россия имеет право праздновать это событие (победу Петра І над Карлом ХІІ под Полтавой), но не на нашей территории. Украина должна признать право всех стран — участниц тогдашнего конфликта отмечать это событие, отдавать дань памяти погибшим, но без военных парадов, феерверков, громких мероприятий (ярмарок, забав, концертов и т.п.). Мы должны помнить, что для украинцев эта победа стала роковой и ее последствия сказываются и поныне;
в) мы должны понимать, как функционирует наша историческая память и как политические силы и официальная власть могут направлять ее в то или иное русло. Понимая это, можно оградить себя от многочисленных политических влияний, удержаться на собственных позициях и адекватно, сохраняя собственное достоинство и уважение к шведам, россиянам, калмыкам, латышам, финнам, полякам, отметить юбилейные даты в 2008 и 2009 годах.
|
__________________
Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на общение с идиотами.
|